майский конгресс творческих работников // may congress art workers

Павел Арсеньев. Краткий отчет о португальском семинаре-общежитии

RUSS Шестой по счету семинар-обежитие прошел на этот раз на берегу Атлантического океана — в музее современного искусства города Порто.
Кроме членов группы «Что делать» — Дмитрия Виленского, Ольги Егоровой (Цапли), Алексея Пензина, Оксаны Тимофеевой, Павла Арсеньева — в нем приняли участие португальские интеллектуалы. Среди них были и поэты, и и представители театра, и художники, критики, кураторы. Длившийся непрерывно 48 часов, семинар-общежитие включал в себя панельные дискуссии, учебный театр, совместное проживание, питание, зарядку и многое другое в стенах музея Серальвеш.
После представления участников в первый день прошли дискуссия на тему «Искусство и политика», посвященный сдвигающейся и исторически относительной границе между политическим активизмом и художественными действиями, и — помимо много другого — была поднята тема преследования и ареста активистов группы «Война», чья принадлежность как к художественному сообществу, так и к политиечсской оппозиции сейчас дебатируется, тогда как ситуация прежде всего требует массивной кампании солидарности (выступили с репликами Дмитрий Виленский и Павел Арсеньев). В конце первого дня также состоялся кино-просмотр (имело место ретроспектива фильмов Дюшана Маккавеева).

Второй день начался с бодрой зарядки и завтрака, а продолжился дискуссией, посвященной обсуждению оснований коммунистической гипотезы сегодня (модерировал Артем Магун). Прошел и так называемый money-talk, который модерировал Дмитрий Виленский, в рамках которого обсуждалась экономика культуры, в т.ч. альтернативной. После состоялся осмотр экспозиции выставки, которая, к слову носила название «К искусствам, товарищи!» и была приурочена к столетию первой португальской революции 1910 года, когда на руинах монархии была установлена первая республика (просуществовавшая до введения диктатуры Салазара). Один из крупнейших залов экспозиции заняла и инсталляция «Активистский клуб», в очередной раз воссозданная коллективом «Что делать», в рамках которой демонстрировались фильмы группы, а также были представлены работы Николая Олейникова. Внутримузейным пространством творчество группы, впрочем, не ограничивалось, и монументальный мурал (роспись стены дома) украсил вид одного из перекрестков Порто (на улице Мигеля Бомбарду). Название работы «Рабочий, колхозница, Брехт, Боал» скрывает то, что в ней Боал и Брехт изображены как радикальные феминисты. Аллюзии театральной практики также не были случайными, поскольку в конце второго дня прошел учебный спектакль под названием «Пробуждающееся сознание». Он балансировал на грани импровизационного театра и свободно развивающейся дискуссии: после поднятия занавеса зриетль видел лежащих на сцене спящих в спальных мешках (это было реальным фактом и самого семинара-общежития, поскольку сцена оказалась самым теплым местов в музее), первый просыпающийся будит соседа и в стиле героев Андрея Платонова требует у него ответа на вопрос «Где же социализм?», тем самым подразумевая, что сон — как пространство желания — по инерции затребовал именно этого и в пространстве, управляемом принципом реальности. На что второй просыпащийся начинает объяснять на типичном элитистском академическом языке, что такое коммунизм и почему его осуществление сегодня снова является утопией (а не идеологией). От его речей, уже явно обращенных к публике, просыпается третий — уличный активист — и требует прекратить болтовню и начать готовиться к всеобщей забастовке (поскольку на следующий день после семинара-общежития в Португалии действительно должна была начаться всеобщая забастовка), на что четвертый предлает вновь уточнить термины и задачи забастовочного движения и так далее. Таким образом, имея минимально спланированную структуру дискурсивных событий и телесных действий учебный спектакль-дискуссия развиввался соверешнно свободно — в соответствии с одним только воображением участников. Кроме прочего, в его рамках был поднят и металепсический вопрос о статусе самого происходящего в данный момент на сцене — спектакля, т.е. драматургического вымысла, развивающегося однако исключительно согласно прихоти персонажей-участников, неподчиняющихся воле автора-демиурга; дискуссии, суммирующей и артикулирубщей опыт реально проведенного общежития и имеющей непосредственное отношение к реальным политическим собтыиям в Потругалии, но проходящей на сцене и подсвеченный софитами. Именно такой театр, где учатсниками реальной локальной ситуации ставится спектакль, в ходе которого ситуация должна быть увидена и решена политически, Буал называл Театром Угнетенных. Именно такой театр, где актеры не стремятся правдоподобно изобразить поведение людей, но разрушают сценическую иллюзию, указывая в своей реплики объективированную функцию своего персонажа в постановке, а следовательно и его прототипа — в реальной жизни, Брехт называл диалектическим.
В рамках учебной пьесы — при всей эмоцианальной и телесной вовлеченности участников — удалось подвести и некоторые теоретические итоги семинара общежития. Именно эту форму, возможно, стоит принять на вооружение будущим организаторам семинаров-общежитий.

Утренняя зарядка участников семинара в парке музея Серралвеш закончилась пением революционных песен

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s